Хрущевка больше не воспринимается как проклятие: в маленьких квартирах 1960-х годов можно неплохо устроиться, если подойти к делу творчески


Проект Элины Мусакуловой

Сначала небольшой экскурс в историю: панельные пятиэтажки, на которые мы смотрим сегодня свысока, — один из самых ярких признаков «оттепели» шестидесятых годов. До середины пятидесятых годов в стране не строилось массовое жилье; граждане страны победившего социализма жили в бараках и коммуналках. Из этих бараков и «вороньих поселений» люди стали переселяться в хрущевские постройки. Это был не просто дом, а большой социальный проект, и у него был не один автор.


По легенде, высотой потолков в 2 метра 48 сантиметров обитатели хрущевских квартир обязаны французскому архитектору Шарлю Ле Корбюзье – именно эту цифру он установил как минимум для человеческого существования.

В СССР Ле Корбюзье успел построить только одно здание - дом Центросоюза, после чего его исключили не только из страны, но и из советских учебников по архитектуре, но его влияние на архитектуру "Оттепели" видно невооруженным глазом глаз: железобетонные панели, плоский потолок, отсутствие декора – все это идеи французского гения.


Марсельский «Жилой блок» — первый масштабный проект Ле Корбюзье. Семнадцатиэтажный комплекс, построенный в 1952 году, был рассчитан на 1600 жителей.

Схема производства массовых домов, использованная при строительстве хрущевок, также французская. После войны создатель панельного домостроения Раймон Камю трижды приезжал в СССР. Они купили у компании Камю схему производства массового жилья, которую позже переработали советские архитекторы.


У советских хрущевок были и другие «отцы» — перспективу строительства массового жилья для рабочих разрабатывали немецкие архитекторы, приехавшие в СССР в начале тридцатых годов. Все они были «большими коммунистами, чем сами русские», мечтали переселить советских людей в яркие современные города и реализовали ряд проектов, которые так и не были реализованы. Страна в тот момент нуждалась в военных заводах, но люди могли подождать.


Дом государственной промышленности, построенный на главной площади города Харькова в 1928 году. Памятник конструктивистской архитектуры.

Сейчас хрущевки активно сносят, чтобы на их месте возводить башни в 16, 20, 25 этажей и выше, и жильцам приходится распрощаться не только с маленькими квартирами в потемневших со временем пятиэтажках, но и с уютными зеленые дворы и палисадники, где любители разводят розы и фуксии, то есть при обычном образе жизни.


Некоторым пятиэтажкам еще удается сохраниться: обычно это кирпичные дома, более прочные и обширные, чем панельные, но с теми же характеристиками: квартиры в них маленькие, кухни тесные, пять-шесть квадратных метров. Но многие архитекторы считают, что превратить эти квартиры в комфортабельные современные дома вполне возможно. Посмотрите, как выглядит кухня в квартире-студии в городе Находка: однокомнатная квартира хрущевской эпохи получила новую жизнь благодаря проекту московского архитектурного бюро КОДД. Кухня здесь хоть и небольшая, но функциональная.


Для достижения большей свободы в несущей стене между кухней и комнатой был сделан проем. Поскольку квартира находится на третьем этаже и нагрузка на перекрытия небольшая, переоборудование одобрено.

Площадь квартиры-студии составляет 33 квадратных метра и рассчитана на одного человека или семейную пару. Комната продумана до мелочей, в ней нет случайных предметов.

Обратите внимание: Наливные полы в квартирах.

Обеденный и рабочий столы можно, например, объединить, чтобы разместить 5-6 гостей. Как тут не вспомнить, что в советские времена, когда приходили гости, дверь снимали с петель, она служила дополнительной столешницей.


Большая часть мебели в этой квартире встроенная и спроектирована специально для этого проекта. Отдельно стоящие части выполняют несколько функций: письменный стол, расположенный в комнате, и стол для завтрака объединяются, образуя большую столовую.


Самый простой способ избавиться от тесноты на пятиметровой кухне – полностью убрать стену между кухней и комнатой. К сожалению, в «панелях» обычно все поперечные стены являются несущими и их невозможно демонтировать. В более поздних сериях панельных домов проектировщики предусмотрели дверной проем между кухней и комнатой, но перед открытием изменение необходимо согласовать.

В кирпичных домах в хрущевке стена между кухней и комнатой может быть не несущей, но для ее сноса необходимо заменить газовую плиту на электрическую. И это тоже потребует одобрения. Оставить газовую плиту не получится: по закону плотно закрывающиеся двери должны спасти соседских жильцов в случае утечки газа.


Проект Екатерины Субботиной. Обратите внимание на окно между кухней и ванной: многие загораживают его во время ремонта, и зря: оно пропускает дневной свет в ванную и позволяет экономить на электроэнергии, которая с каждым годом становится все дороже.


Кухня в хрущевке. Проект студии Roden Home. Раковину перенесли к окну, обеденный стол перенесли в гостиную.

Данная квартира предназначена для сдачи в аренду, поэтому кухня здесь максимально лаконичная. Дизайнер решил оставить верхние шкафы, чтобы визуально приподнять потолок.


Проект Екатерины Субботиной

Мебель для квартиры-студии собрана из старых, изношенных предметов, которые были отреставрированы, перекрашены и перетянуты. Многие из них ровесники Хрущева.


Проект Екатерины Субботиной

Стандартные панели строились не только в Москве, но и во всех республиках Советского Союза. В трехкомнатной квартире, расположенной в спальном районе Алматы, дизайнеру удалось выжать максимум из исходных данных.


Проект Элины Мусакуловой

Дизайнер увеличил проем между кухней и гостиной, установил в нем распашные двери (это позволило оставить газовую плиту), спроектировал большой шкаф для хранения кухонной утвари. И я перенесла обеденный стол в гостиную. Зачем переполнять кухню?


Проект Элины Мусакуловой


Проект Элины Мусакуловой


План квартиры 56 м², Элина Мусакулова.

Больше интересных статей здесь: Быт.

Источник статьи: Хрущевка больше не воспринимается как проклятие: в маленьких квартирах 1960-х годов можно неплохо устроиться, если подойти к делу творчески.