В самом сердце Санкт-Петербурга, на набережной реки Мойки, находится здание с богатейшей историей – Дом архитектора, более известный как особняк Половцова. Его история начинается в петровские времена, когда на этом месте была основана усадьба сподвижника Петра I, графа Гавриила Головкина. Участок у Мойки был одним из первых в этой престижной части города, формировавшейся вокруг Адмиралтейства. Главный вход в усадьбу тогда располагался со стороны реки, через живописный сад.
Смена владельцев в XVIII веке
На протяжении XVIII столетия усадьба неоднократно меняла хозяев. После Головкиных здесь жили представители знатных фамилий: генерал-фельдмаршал Бутурлин, флигель-адъютант Походяшин и, наконец, братья Левашевы. Именно Левашевы значительно расширили существовавший дом и возвели деревянный флигель, выходящий на Мойку.
Братья Левашевы, Василий и Федор, были известными военными и государственными деятелями, близкими ко двору. Их дом славился обширной библиотекой, собранной в европейских путешествиях. Интересно, что особняк дважды становился пристанищем для высокопоставленных политических эмигрантов по личному распоряжению императрицы Екатерины II. Сначала здесь три месяца жил венесуэльский революционер Франсиско Миранда, а позже нашел убежище граф д’Артуа, будущий король Франции Карл X.
Эпоха Гагариных и масштабная перестройка
В начале XIX века владельцами особняка стали князья Гагарины. При них со стороны Мойки был построен двухэтажный кирпичный дом для сдачи внаем, а в здании даже размещалась домовая церковь. Настоящий архитектурный переворот произошел в 1835 году, когда участок приобрел князь Сергей Сергеевич Гагарин. Для перестройки особняка был приглашен архитектор Александр Пель, помощник знаменитого Монферрана. Именно Пель создал тот классицистический фасад, который мы видим сегодня: рустованный бельэтаж, ритмичный ряд окон с наличниками. Главный вход был перенесен на Большую Морскую улицу, появилась парадная лестница и полуциркульный эркер. Отделка велась с большим размахом: из Италии привозили белый мрамор, готовые камины и даже дубовые резные шкафы XVI века.
Половцовы: расцвет особняка
Следующая, и perhaps самая значимая, глава в истории дома связана с именем Александра Половцова. В 1861 году особняк был куплен придворным банкиром бароном Штиглицем в качестве свадебного подарка для его приемной дочери Надежды Юниной, выходившей замуж за молодого сенатского чиновника Александра Половцова. С этого момента дом на Большой Морской стал известен как особняк Половцова.
Новые владельцы, связанные с миром искусства и меценатства (Штиглиц основал Училище технического рисования), взялись за дальнейшее совершенствование резиденции. Руководство масштабной реконструкцией было поручено академику архитектуры Николаю Брюллову, который проработал здесь четверть века.
Брюллов модернизировал все инженерные коммуникации и изменил внутреннюю планировку. На втором этаже появилось грандиозное двухъярусное помещение – Большая библиотека, ныне известная как Дубовый зал. Здесь был создан уникальный интерьерный ансамбль, где резные дубовые панели и шкафы XVI века гармонично сочетались с бронзовой скульптурой XIX столетия.
Завершал формирование облика особняка талантливый архитектор Максимилиан Месмахер, рекомендованный Половцову. Он создал великолепный Бронзовый зал, отделал парадную лестницу и Белый зал с изысканным паркетом, а также придал дворовым фасадам единое оформление в стиле необарокко. При Половцове интерьеры украсились редкими гобеленами XVI века.
Александр Половцов, будучи видным государственным деятелем и главой Русского исторического общества, превратил свой дом в один из культурных центров столицы. Заседания общества часто проходили в Дубовом зале. После смерти Половцова в 1909 году особняк унаследовали его дети.
XX век: от поэтических вечеров до Дома архитектора
В 1916 году особняк приобрел фабрикант и меценат К.И. Ярошинский. Именно при нем, в октябре 1916 года, в Бронзовом зале состоялся знаменитый литературный вечер, на котором свои стихи читали Сергей Есенин и Николай Клюев, одетые в стилизованные русские кафтаны.
После Октябрьской революции особняк был национализирован. В 1920-х годах здесь размещалась профсоюзная школа, а в 1934 году здание передали Ленинградскому отделению Союза архитекторов, который располагается здесь по сей день. К сожалению, в советский период интерьеры понесли потери: были вывезены многие ценности, уникальные гобелены проданы за границу. Во время Великой Отечественной войны здание пострадало от артобстрелов, особенно Дубовый зал.
Архитектурное наследие наших дней
Несмотря на все испытания, особняк Половцова сохранился как выдающийся памятник архитектуры и истории. Усилиями сотрудников Союза архитекторов удалось сберечь уникальные интерьеры, созданные Пелем, Брюлловым и Месмахером. Сегодня Дом архитектора – это не только рабочее пространство, но и музей, хранящий подлинные шедевры прикладного искусства разных эпох: от ренессансных каминов до дубовых резных панелей. Он остается живым свидетельством смены эпох, вкусов и стилей в истории Санкт-Петербурга.
Информация взята с сайта :
Больше интересных статей здесь: Интерьер.
Источник статьи: Особняк Половцова.
