Сад Пьера Берже: живое наследие партнера Ива Сен-Лорана в Париже


Фасад дома, огибаемый верандой под металлической крышей, встречает гостей. Здесь, среди прочих растений, растет особый сорт морозника, выведенный селекционером Мартином Лемонье и названный в честь самого Пьера Берже — дань уважения его страсти к садоводству.

Оазис воспоминаний в сердце Парижа

Этот сад, расположенный в самом сердце парижского квартала Сен-Жермен-де-Пре, стал живым хранилищем памяти о своем владельце. Пьер Берже, легендарный партнер и соратник кутюрье Ива Сен-Лорана, ушел из жизни 8 сентября 2017 года, но его дух продолжает жить в каждом уголке этого места. На крыльце цветет бархатисто-фиолетовый морозник — оттенок, который хозяйка особняка, Мадлен, предпочитала всем другим. А где-то в тени деревьев, возможно, до сих пор бродит тень Эхо — так Пьер назвал свою собаку породы сиба-ину в честь древнегреческой нимфы.


Пьер Берже (14.11.1930–08.09.2017) до последних своих дней был поглощен работой, в том числе подготовкой к открытию музеев Ива Сен-Лорана в Париже и Марракеше, продолжая дело всей своей жизни.

Философия зеленого театра

Каждая деталь в этом пространстве раскрывает глубокую идею Пьера Берже — создать не просто сад, а роскошный «зеленый театр». В этом театре дом, природа и человек связаны неразрывной нитью. Это место, где достигнут идеальный баланс: между плотностью посадок и воздушной прозрачностью, между буйной, свободной растительностью и строгой геометрией форм, между легкими и глубокими, почти мистическими оттенками зеленого цвета.


Столовая в доме Пьера Берже. На фоне деревянных жалюзи у окна висит картина художника Бернара Бюффе, создавая диалог между интерьером и экстерьером.

«Мои отношения с садом основаны на взаимности. Мы действительно счастливы вместе», — говорил Пьер Берже. Он приобрел этот парижский особняк XVIII века в 1990-х годах и для воплощения своей мечты обратился к помощи друзей — знаменитых ландшафтных дизайнеров Луи Бенеша и Паскаля Крибье.


«Поскольку участок был в полном запустении, я дал им карт-бланш. Единственное мое пожелание — не разбивать газон: в таком контексте он показался бы мне совершенно неуместным», — вспоминал Берже о начале работ.

Обратите внимание: Как я своими руками старой даче подарил новую жизнь..

Архитектура и перспектива


Среди листвы аралии, словно наблюдая за жизнью дома, стоит статуя XVIII века. Ее хорошо видно из столовой, что создает любопытную визуальную связь.

Сад был задуман как прямое продолжение столовой, для чего в ней были сделаны большие панорамные окна. Участок прямоугольной формы тщательно защищен от посторонних глаз густыми зарослями бамбука и высокой живой изгородью, создавая ощущение уединенного оазиса.


Фрагмент гостиной: цветочный принт на обивке дивана вступает в изящную гармонию с пейзажем за окном, стирая границу между внутренним и внешним пространством.

Перспективу сада замыкают деревья, среди которых — любимая Пьером жимолость, а также кустарники с тонкими, изящными ветвями. Они оставляют просветы, своеобразные «окна», позволяющие взгляду устремиться в небо. В центре композиции — пышные посадки, которые волнами ниспадают с искусственно созданных каменистых террас.

Зоны и детали


Веранда украшена стрижеными кустами самшита и растениями в горшках, среди которых неизменно присутствуют морозники любимого Пьером фиолетового цвета.

В нескольких шагах от дома находится уютная зона отдыха, вымощенная бордовым камнем теплого оттенка. Здесь же спрятаны в листве оранжереи для изысканных орхидей. На самой веранде в горшках растут сезонные растения. Пьер обожал менять их композиции, чтобы сад всегда дышал свежестью и новизной, оставаясь живым и динамичным.


Уголок для отдыха и размышлений. На фоне кустов магонии эффектно выделяются аралии и карликовые клены, окруженные папоротниками, хостами и морозниками. Рядом — подстриженные в форме шишек кусты самшита и изящные плакучие груши, выбранные лично хозяином.

Восточное вдохновение и игра света

С восточной стороны сада Пьер Берже мастерски разыграл целую симфонию зеленого цвета, используя растения с листьями бесчисленных оттенков и разнообразных форм. Эту тонкую технику он подсмотрел в садах Киото, которые считал абсолютными шедеврами, воплощением легкости и воздушности.


Среди живых растений притаилась металлическая скульптура в виде цветущего дерева, добавляющая художественный акцент.

«Когда утренний свет пробивается сквозь листву, наступает момент настоящего волшебства», — говорил он. Кусты естественных, свободных форм — магонии, аралии, карликовые клены — здесь контрастируют с геометричными, подстриженными в виде шишек кустами самшита и серебристыми кронами плакучих груш.


Фрагмент садовой изгороди, создающей приватность.


Деталь той самой металлической скульптуры в виде цветущего дерева, созданной в 1930-е годы.

Наследие, которое всегда с тобой

«Мои сады всегда со мной», — размышлял Пьер Берже. «Их было так много в разных уголках мира — от Марокко до Нормандии, — но каждый был создан в гармонии с духом места. Сады стали моими самыми главными учителями. Они научили меня доверять своим чувствам, видеть красоту в деталях и неустанно стремиться к идеалу во всем, за что бы я ни брался».


Еще одни обитатели этого райского уголка — попугаи Рено и Армид, питомцы Пьера Берже.


Рабочий стол Пьера Берже расположен у окна с видом на сад, чтобы вдохновение было всегда под рукой.

Больше интересных статей здесь: Дача.

Источник статьи: Ив Сен-Лоран и Пьер Берже создали за свою жизнь не один идеальный сад Уверены, что на небесах они встретятся в садах Эдема.