Для чего нужен карнизный свес на крыше?
ские строительные нормы не обязывают при возведении и отделке дома монтировать карнизный свес и делать подшивку крыши.
Софит придаст облику дома законченный и аккуратный вид, дополнительно защитит детали крыши от атмосферных факторов, воздействия влаги, не позволит птицам вить гнезда под крышей, а главное – обеспечит нормальную вентиляцию подкровельного пространства.
Чем подшить крышу: самый популярный – пластик
ПВХ – это самый популярный материал для устройства софитов. В домах, отделанных сайдингом на основе винила, подшивка крыши тоже выполняется из этого материала, поскольку софит выступает элементом общего архитектурного ансамбля.
Фирмы, продающие обычные ПВХ-панели, включают планки для отделки карнизного свеса в общее предложение. Иногда так же поступают и компании, производящие водосточные системы из ПВХ.
Гораздо реже на рынке можно встретить сотовые ПВХ-панели – они несколько отличаются от обычных пластиковых толщиной и повышенной жесткостью. Они твердые и, несмотря на внушительный вид, – легкие.
Большой плюс и обычных пластиковых, и сотовых панелей – широчайшая палитра цветов. Очень просто подобрать отделку карнизного свеса под другие элементы фасада.
Существуют даже пластиковые панели, выполненные в виде деревянной вагонки. Остальные потребительские качества софитов из ПВХ тоже высоки. Они – легкие, долговечные, простые в уходе.
На выбор предлагаются одинарные, двойные и тройные панели, соединяющиеся по типу «паз-гребень» или замком-защелкой. Толщина планок – от 0,1 см. Ширина одинарной панели – 10-12 см, двойной – 20-24 см, тройной – 30-36 см. Что касается сотовых изделий, то они имеют ширину от 10 до 30 см и толщину 0,8-1 см.
Перед монтажом панели нарезают на нужные отрезки (при раскрое нужно учитывать довольно значительные, в 0,3-0,5 см с каждой стороны, температурные расширения).
К ветровой доске или стене фасада прибивают деревянные бруски, к ним с шагом 30-50 см крепят J- или F-профили, а между последними закрепляют сами панели.
В соответствующей документации от производителя можно найти подробные инструкции по монтажу софитов.
Отличия фронтонных свесов
Фронтонный свес не участвует в процессе вентиляции кровли. Его наклонная плоскость в значительной степени подвержена действию осадков, кроме того, ветер может задувать влагу и в конструкцию крыши, проникая между выступающими досками обрешетки.
Это особенно опасно, если крыша мансардная – тогда не исключено намокание утеплителя в кровельном пироге. Поэтому фронтонный свес необходимо подшить, обеспечив его непроницаемость.
Открытые свесы
В старых домах с чердачными крышами карнизные свесы обычно не подшивали. При этом стропила, поддерживающие свес кровли, рассматривали как наружный декоративный элемент: их красили, пропитывали защитными средствами от влаги.
Воздух для вентиляции чердака попадал в помещение через продухи, сделанные в стене, или в горизонтальные щели между стеной и крышей.
Современный дом с открытыми свесами (в том числе и мансардный) тоже может выглядеть стильно и привлекательно благодаря естественной красоте древесины выступающих стропил.
Однако придется периодически обрабатывать открытые деревянные конструкции антисептиками, красить.
Крепление софитов: деревянная и древесно-композитная вагонка
Древесина – второй по популярности материал для устройства софитов. Планки для этой цели можно заказать на деревообрабатывающем комбинате, на предприятии, выпускающем столярные изделия, или у фирмы, торгующей стройматериалами, в частности вагонкой.
Обычно для подшивки карниза крыши используют еловую, сосновую, лиственичную древесину. Подходящая толщина планок – 2-2,5 см. Ширина – от 10 до 30 см. Длина может быть произвольной, но удобнее монтировать вагонку не более 400 см.
Деревянный софит перед установкой нужно защитить импрегнатом (или приобрести материал, покрытый средством на деревообрабатывающем предприятии).
После установки его можно дополнительно покрыть лаком или покрасить. В результате такой обработки древесина приобретет необходимую стойкость к неблагоприятным атмосферным и биологическим факторам, доски можно будет даже периодически мыть. Однако через 5-7 лет обработку софита защитными составами придется повторить.
Торцы обычно профилируют под крепление «паз-гребень» или уступом, но они могут быть и ровными. Доски крепятся к деревянным брускам гвоздями, расстояние между которыми не должно превышать 50 см.
Деревянные софиты можно мыть обычной водой, после обработки защитными составами они не боятся влаги.
Планки для подшивки карнизного свеса могут быть не чисто деревянными, а выполненными на основе древесно-полимерного композита (ДПК) – смеси древесины и специальных смол.
Такие доски устойчивы к воздействию влаги, высоких и низких температур, не боятся насекомых-вредителей и могут иметь довольно разнообразную цветовую гамму. При обработке они ведут себя, как деревянные.
Панели из ДПК имеют соединение «паз-гребень» и перфорацию. В общем, по своим потребительским качествам они ближе к виниловому сайдингу, нежели к деревянной вагонке, но благодаря высокой жесткости монтировать их проще.
Вагонку из ДПК крепят к профилям или брускам, расположенным с шагом до 80 см. Чтобы продлить срок ее службы, обрезанные торцы покрывают акриловой краской.
Уход за такими софитами прост – периодически с них смывают пыль и грязь с помощью обычной влажной тряпки.
Подшивка крыши своими руками: металлический сайдинг
Подшивку крыши можно выполнить и из металла. Чаще для этой цели используют плоские или слегка профилированные листы обычной оцинкованной стали или стали с цветным полиэстеровым покрытием.
Работы по металлу требуют профессиональных навыков, поэтому прирезку и монтаж панелей лучше всего поручить мастеру, знакомому со спецификой материала, например, кровельщику.
У такого специалиста найдется и необходимый инструмент – вибрационные ножницы или ножовка по металлу. Металлические кромки в местах разреза нужно загрунтовать и покрасить, чтобы защитить от коррозии.
Еще один металл, часто используемый для устройства софитов – алюминий. Алюминиевые планки покрывают различными защитными оболочками – полиэстеровой, анодированной, полиамидной. Эти изделия могут иметь различные цвета и органично вписываются в облик дома.
Панели из металла бывают гладкими или перфорированными. Обычно они имеют толщину 0,4- 0,6 мм, ширину 10, 15, 20 или 30 см и произвольную длину.
Стальные и алюминиевые софиты, как правило, входят в предлагаемый различными строительными фирмами комплект металлического сайдинга для отделки зданий.
В том же наборе идут и специальные монтажные шины для крепления панелей, отделочные угловые профили, внутренние и внешние углы. Монтируя металлический софитный сайдинг, нужно учитывать, что расстояние между шинами не должно превышать 1 м.
Металлическая подшивка карнизного свеса устойчива к воздействию атмосферных и биологических факторов и не боится воды, поэтому ее можно чистить и мыть.
Единственное предостережение – не использовать для чистки щетки с жестким ворсом и скребки.
Как организовать вентиляцию карнизных свесов
Проветривание конструкции крыши происходит разными путями, в том числе и через карнизные свесы.
Устройство в свесах вентиляционных отверстий обязательно. Для обеспечения свободного движения воздуха в подшивке свеса используют панели с перфорацией, решетки, вентиляционные планки или пластмассовую сетку.
Виниловый сайдинг для софита имеет перфорацию по всей плоскости панели или только на ее части, но может быть и гладким.
Деревянные доски и вагонку для подшивки свеса редко можно приобрести уже с отверстиями для вентиляции, и приходится решать эту проблему на месте.
Если доски с прямыми торцами смонтированы встык, то нет необходимости делать в них перфорацию – щелей будет вполне достаточно для вентиляции.
Если же планки уложены внахлест или закреплены по принципу «паз-гребень», то в них нужно оставить закрытые специальной сеткой вентиляционные отверстия шириной около 0,8 см.
Пластиковую сетку для защиты от насекомых и грызунов крепят перед монтажом дощечек параллельно будущему софиту к свесу.
Площадь вентиляционных отверстий в софите должна составлять приблизительно 1 / 400-1 / 600 от площади крыши.
Вместе с выпускными отверстиями, которые обязательно должны быть установлены и в верхней части крыши, они обеспечат хорошее проветривание кровельной конструкции.